Экспедиция "Миры" на Байкале" завершила свой второй сезон
Завершился второй сезон научной экспедиции «Миры» на Байкале». В этом году глубоководные обитаемые аппараты «Мир-1» и «Мир-2» опускались на дно самого большого пресноводного озера планеты 69 раз и достигли рекордной глубины – более 1600 метров.
К сожалению, намеченное на 5 сентября 70-е погружение не состоялось – погода подвела, пояснил командир глубоководного аппарата, Герой России, научный сотрудник Института океанологии имени Ширшова Евгений Черняев: “Опыт прошлого года показал, что в сентябре нам не удавалось работать из-за того, что погода резко меняется. А нам все-таки надо приличное «окно» в погоде, чтобы сделать спуск и подняться. Ну, и потом мы уже выработали ресурс батарей. Мы сделали в этом году 69 спусков при запланированных 60-ти”.
Всего за два года было 122 погружения. Первую, прошлогоднюю экспедицию называют вступительной. Ученые занимались разведкой, чтобы понять, в каких точках и с помощью какого навигационного оборудования лучше всего проводить научные работы. Поэтому основные исследования и находки – результат нынешнего сезона. Первые итоги впечатляют, говорит Евгений Черняев: “Первое, что мы нашли, это газогидрат. Очень мощные залежи газогидрата в твердом состоянии. Это холмы высотой до шести метров. Причем их там целый ряд. Также мы увидели там выход газа. Обследовали и собрали этот газ в специальную емкость — у нас на глазах он превратился в газогидрат. Потом проследили, на каких глубинах он опять начинает приходить в газообразное состояние”.
Газовые гидраты (раствор метана в воде в виде льда) претендуют на гордое звание топлива будущего. Это источник углеводорода, и, что немаловажно, возобновляемый ресурс. Накопления донных отложений, в которых они формируются, образуются постоянно, в то время как запасы нефти и газа конечны. Что же до запасов газогидратов, то их в мире примерно столько же, сколько разведанных источников нефти и газа. Эти вещества давно приковывают внимание исследователей, которые стараются разыскать месторождения газогидратов.
О том, что они могут водиться на дне озера Байкал, говорили косвенные признаки, обнаруженные ещё в 90-х. Попытки разыскать газогидраты делались в прошлом году, но в тот экспедиционный сезон глубоководные аппараты «Мир» ничего не обнаружили. Зато в этом году ученым повезло.
Сенсационность находки в том, что газогидраты были обнаружены в таком объеме впервые, да еще и в пресноводной среде, поясняет Игорь Черняев: “Даже в океане мы много лет работали и пытались найти газогидраты, но такие мощные залежи нам никогда не удавалось найти. Это были какие-то небольшие включения в осадки. Но чтобы ледяная гора была из газогидрата, это мы увидели впервые. Очень впечатляюще!”.
Еще один, не менее впечатляющий результат экспедиции – находка выходов нефти и газа со дна Байкала. Безусловный интерес для ученых представляют и собранные геологические и биологические образцы, которые будут изучаться в ближайшее время. Между тем, экспедиция принесла не толкьо естественно-научные находки, но и исторические. Аппараты «Мир» наткнулись на дне на остатки вагонов поезда – предположительно начала прошлого века. Сразу возникла мысль, что в этих вагонах может находиться «золото Колчака»: часть золотого запаса Российской Империи, попавшая в 1918 году, в ходе Гражданской войны, в распоряжение армии адмирала Колчака, а затем бесследно исчезнувшая. Увы, разгадать эту тайну исследователям не хватило времени – сезон закончился, и теперь они с нетерпением ждут следующего.
Е.Антропова
09.09.2009